Древнеримский сонник: к вопросу о взаимоотношениях человека с природой – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Древнеримский сонник: к вопросу о взаимоотношениях человека с природой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ровнина Евгения Сергеевна
Картина мира ребенка в аспекте теории сценарных аппаратов Э. БернаКультурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в доиндустриальную эпоху)
К эпистемологии сновидений. Европейский опыт Символика тела в сновидениях Онейромантика и физиогномика в традиционных китайских представлениях i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Древнеримский сонник: к вопросу о взаимоотношениях человека с природой»
4. Санаев П. Похороните меня за плинтусом. М., 2001. С. 188.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди.. .М., 1988. С. 291.
8. Санаев П. Похороните меня за плинтусом. М., 2001. С. 61.
9. Берн Э.Игры, которые играют люди. М., 1988. С. 293.
10. Там же. С. 295.
11. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995. С. 85.
Древнеримский сонник: к вопросу о взаимоотношениях человека с природой
Человек и его взаимоотношения с природой. Эта проблема в последнее время приобретает все большую актуальность. Лозунги типа «Мы не должны ждать милости от природы, взять их - вот наша задача!» уже достаточно давно сменялись призывами к гармоничному сосуществованию с ней. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о том, как строили свои взаимоотношения с природой люди прежних эпох, в частности, древние римляне. Что значил для них природный порядок? Как воспринимались всевозможные аномалии, нарушения естественного положения вещей, необычные явления?
Историк Г. Федели отмечает, что древним римлянам, вообще человеку Античности, присуще «религиозное чувство уважения по отношению к естественному порядку вещей. В их понимании. всякое вмешательство, способное изменить то, что мудро устроила природа, считалось святотатством и было чревато риском подвергнуться божественным карам.» [1].
В подобном отношении к природному миропорядку мы можем убедиться на примере такого экзотического для современных людей, но исторически важного памятника культуры, как «Сонник» Арте-мидора Далдианского.
«Сонник» - очень редкий источник, написанный в жанре онирокритики, то есть толкования сновидений. Другие аналогичные сборники, с которыми можно было бы сопоставить сочинения Артеми-дора, до нас не дошли.
К сожалению, мы не располагаем информацией об авторе «Сонника», его жизни, карьере, творчестве. Справочные издания дают очень скудные сведения об этом человеке. Так, например, Энциклопедический словарь 1890 г. сообщает лишь то, что «Артемидор Эфесский, прозванный Далдианским от города Дальдис в Лидии, родины его матери, жил в конце II в. по Р.Х., объехал берега Азии, Греции и Италии и написал сочинение об истолковании снов, заключающее в себе, при искусном изложении, разносторонние сведения как о правах и обычаях древности, так и об искусстве символического толкования» [2].
Другие свидетельства предоставляют аналогичную информацию.
Сам «Сонник», состоящий из пяти книг, написан, по словам Артемидора, с двоякой целью: «во-первых, дать отпор тем, кто пытается отвергнуть само искусство прорицания и виды его, во-вторых, тем, кто хоть и занимается гаданием, но, не умея найти надежные книги, бродит в
потемках. дать спасительное средство против их заблуждений» [3].
К толкованию сновидений автор подходит с позиций, характерных для древнеримской науки, которая «была направлена на осознание единства многообразия природы и постижение закономерностей универсума» [4]. Артемидор излагает классификацию видов снов, которая учитывает множество правил и особенностей, принципы толкования и т. п. Сам автор рассматривает собственное сочинение как трактат, предмет исследования которого - человек и его взаимоотношения с природой.
В «Соннике» Артемидора ярко отражена мировоззренческая концепция авторов ранней Римской империи (таких, как Сенека, Плиний Старший), заключающаяся в восприятии окружающего мира как единого, гармоничного Космоса, в котором все подчиняется естественным законам. Соответствие природе должно быть всеобъемлющим и глобальным. Не случайно в «Соннике» отражены практически все проявления жизни человека (человек в данном случае находится в центре исследования ученого) в их взаимосвязи с природой. Мы выделили несколько разделов:
• человек и естественный мир,
• человек и социум,
• человек и обыденность,
• связь человека с богами.
Рассмотрим их более подробно.
Человек и естественный мир. К данной категории мы отнесли то, что сейчас подразумеваем под понятием «природа» в узком её смысле: растения, животные, явления природы. В кн. I Артемидор толкует сны, связанные с порой цветения и плодоношения растений. «Смоквы в свойственную им пору бывают к добру, а в несвойственную означают обиды и ябеды» (I. 73). «Венки из цветов в общем и целом бывают в пору их цветения к добру, а не в пору - не к добру» (I. 77). В кн. II мы встречаем упоминание о птицах. Так, если снится ласточка, «сон этот ничуть не дур-
ной, если только ласточка не терпит никакого зла и не меняет природной своей окраски» (II. 66). Таким образом, к благоприятным снам, в которых присутствуют растения и животные, относятся такие, которые снятся в пору, свойственную для цветения или плодоношения растений, то есть соответствующие их жизненному циклу (установленному природой), а также те, в которых животные предстают в характерном для них виде.
Особенно важными Артемидор считает сны о каком- либо нарушении порядка на земле и на море: «убыль или полное затмение солнца, луны и прочих светил, а также нарушение порядка на земле и на море предсказывают перемены космические, и сны об этом в точном смысле слова называются космическими» (I. 2). При этом сновидения о нарушении установленного природой порядка трактуются как неблагоприятные.
Большое внимание Артемидор уделяет снам, которые касаются строения тела человека и этапов его роста и развития. Например, в кн. I Артемидор отмечает, что «голова, размеры, которой меньше чем установлены природой, предвещает в каждом случае. неблагоприятный исход» (I. 17). «Иметь язык соразмерный, соответствующий рту с ясным выговором - всем к добру» (I. 31). «Иметь больше пальцев чем положено, сулит. неблагоприятный исход. ведь пальцы, сверх тех, которые есть от природы, сами бесполезны и делают бесполезны те пальцы, из которых растут» (I. 42). Артемидор приходит к выводу о том, что «для всех людей к добру и красота, и стройность тела, и сила, но лишь когда они не превосходят человеческую меру, чрезмерная же красота, стройность или сила означают тот же исход, что и безобразие, и расслабленность, и немощь, - для больных все это предвещает смерть, а для здоровых бездеятельность и долгую хворь» (I. 50).
Процессы развития человека по Ар-темидору также должны соответствовать установленному природой порядку. «Ви-
деть во сне молоко в собственной груди . для совсем маленькой девочки, которой до замужества еще далеко, - смерть: ведь почти все, что не по возрасту, бывает к несчастью» (I. 16). Далее, «бороду иметь длинную и густую. совсем маленьким детям сон предвещает смерть, так как в нем они опережают свой возраст» (I. 30).
Таким образом, в человеке все должно соответствовать установленному природой порядку: и внешность, и темпы развития и роста. Сны же, являющие картины чрезмерности, несоответствия норме этих характеристик, добра не предвещают.
Человек и социум. Образ жизни человека, его занятия должны также подчиняться определенному порядку.
Так, Артемидор отмечает, что «если кто во сне моется непривычным образом, то это для него не к добру» (I. 63). Сны об определенных видах деятельности неблагоприятны для тех, кому они не свойственны. Например, «играть с обручем, ходить, скакать меж острых ножей не означает худого лишь для тех, кто к этому привык, всем же остальным сулит крайнюю опасность» (I. 76) А «всякое начальствование и всякое жречество, недоступное для женщин, приснившись женщине, предвещает ей смерть, и соответственно всякое начальствование и всякое жречество, запретное для мужчин, приснившись мужчине, равным образом предвещает ему смерть» (II. 30).
Поведение человека, его привычки не должны противоречить обычаям той местности, в которой он живет, «ведь местные обычаи служат знаком добра, а чужеземные - зла.» (I.8). В качестве примера можно привести толкование сна об обычае умащиваться: «умащиваться. к сраму для всех мужчин, кроме тех, у которых умащение в обычае» (I. 75).
Человек и обыденность. Пища, одежда, украшения также должны соответствовать социальным нормам, которые приняты в обществе. «Хлеб есть во сне, - рассуждает Артемидор, - хорошо такой, к какому привык: бедному человеку подобает
хлеб непровеянный, богатому - провеянный. Если не так, то это не к добру, но даже к худу» (I. 69). Что касается питья, то тут Артемидор отмечает, что «пить теплую воду для тех, у кого нет к этому постоянной привычки, означает болезнь и безработицу, потому что теплая вода -вещь в природе неестественная» (I. 66).
В отношении сновидений, в которых присутствует одежда, автор «Сонника» пишет: «одежда, привычная и соответствующая времени года, благоприятна для всех» (II. 3). Интересно также толкование сновидений об украшениях. Золото обычно снится к «добру», но «если золото. в неумеренном количестве или в неподходящей форме (например, мужчине - ожерелье), или не по средствам (например, бедняку - венки, роскошная одежда и много денег), то золото становится дурным предзнаменованием.» (II. 5).
Строгому регламенту должны соответствовать и взаимоотношения человека с богами. В частности, человек должен приносить жертвы в четко установленном порядке, дабы не вызвать гнев богов. «Приносить жертвы богам, каким какие положены, всем - к добру . но приносить жертвы нечестивые или неположенные предвещает гнев тех богов, для которых эти жертвы» (II. 33).
Таким образом, благоприятными являются те сны, которые соответствуют установленному Природой порядку, будь то социальные нормы и обычаи или законы живой и неживой природы (в узком её понимании). Сам Артемидор Далдианский пишет по этому поводу: «. благоприятными следует считать видения, согласные с природой, законом, обычаем, ремеслом, именем и временем.»^. 3). Сны же, противоречащие всему вышеназванному, предвещают недоброе.
На основании отнесения различных явлений к категориям «благоприятных» и «неблагоприятных» снов можно сделать следующие выводы. Несомненно, природный порядок, то есть соответствие различных феноменов органического и неор-
ганического мира естественным циклам (цветение, плодоношение растений, внешний вид животных, состояние небесных светил и т. д.) является необходимым залогом «добра», благополучного существования людей как неотъемлемой части универсума. Любые аномалии, отклонения от нормы выступают в качестве предупреждения о неблагоприятном будущем. Следует отметить, что подобные «парадоксы» природы (рождения уродцев, каменные дожди и т. п.), случавшиеся «наяву», служили предметом пристального внимания жрецов-толкователей. Не менее важным представляется также социальный порядок: образ жизни человека, его пища, одежда, украшения должны соответствовать общественным нормам. Это касается и за-
нимаемых римлянином должностей. Наконец, взаимоотношения с миром сверхъестественного также не должны выходить за рамки строго установленных церемоний.
Таким образом, в «Соннике» Арте-мидора, рассматриваемом не как источник мистических откровений, а как своего рода исследование культурно-антропологических ориентиров Древнего Рима, перед нами открывается картина всеобщего природного порядка, где каждому элементу отведено определенное место и где человек являет собой одну из частей единого Космоса, органически связанную с ним, испытывающую на себе его влияние и стремящуюся к гармоничному сосуществованию с миром.
1. Федели П. Человек и природная среда в Римском мире // Вестник древней истории. 1995. №3. С. 65.
2. Энциклопедический словарь «Гранат» / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. Т. 2. СПб.: Семеновская
типо-литография (И.А. Ефрона), 1890. С. 194.
3. Артемидор Далдианский. Сонник // Вестник Древней истории. 1889. № 4. С. 204.
4. Культура Древнего Рима / Отв. ред. Е.С. Голубцова .Т. I. М.: Наука, 1985. С. 249.