Наука сна: репрезентация сновидений в искусстве и культуре: Подборка: Новости Библиотеки иностранной литературы

Наука сна: репрезентация сновидений в искусстве и культуре: Подборка: Новости Библиотеки иностранной литературы

Наука сна: репрезентация сновидений в искусстве и культуре

В 2020 году исполнилось 10 лет со дня премьеры влиятельного научно-фантастического фильма Кристофера Нолана «Начало», в котором он актуализирует для XXI века проблематику сновидений. Нолан предлагает задуматься о том, можем ли мы знать, что реально, а что нет? Как определить, спим мы или бодрствуем? Возможно ли (и нужно ли) нести моральную ответственность за действия во сне? Какова природа снов и что они говорят нам о границах «я» и «другого»? На эти и другие вопросы, связанные с осмыслением феномена сновидений и их интерпретации в искусстве и культуре, отвечают книги из нашей подборки, которые можно найти в фонде Библиотеки иностранной литературы и в электронной базе ProQuest Ebook Central.

All that we see or seem Is but a dream within a dream Edgar Allan Poe

Что такое сны? Как их можно толковать? Этими вопросами человечество, так или иначе, задавалось на протяжении всего своего существования. В зависимости от эпохи и культуры ответы давались разные, но, тем не менее, всех их объединяет понимание того, что сновидения очень тесно связаны с понятием нарратива (хотя точная природа этой связи до конца не ясна). У этой связи есть множество проявлений, которые можно разделить на три условных вида: использование онейрического мотива в нарративных искусствах (литература, кино), культура пересказа и записи снов, наконец, сами сновидения рассказывают истории.

Agamemnon’s dream by Crispijn van de Passe, 1613

Сны в культуре

В большинстве культур сны были в первую очередь явлением духовным и визионерским. Считалось, что у всех снов есть более или менее тайный смысл, который необходимо правильно считывать, а иногда и использовать как руководство к действию. Подтверждения этому можно найти в библейских и древнегреческих текстах. В «Илиаде» Гомера Онирос — бог вещих и лживых сновидений — во время Троянской войны под видом Нестора является к Агамемнону во сне, что явно отсылает к греческой идее олицетворённых снов. Однако в «Одиссее» Гомер уже представляет сны как истинные или ложные повествования о будущих событиях. В Библии же наиболее распространенная форма сновидений, скорее, дискурсивная (в форме «Бог обратился к нему во сне»), однако, например, сон Иакова о лестнице — скорее, бытовой опыт, хотя и содержащий в себе определённый символизм. Такое слияние эмпирических и символических концепций сновидения не так удивительно, как может показаться, поскольку с религиозной точки зрения реальность наполнена смыслом, а сны вписываются в эту модель опыта как повествовательный медиум, транслирующий смысл.

Сны всегда в том или ином виде влияли на литературу и искусство, опосредованно или напрямую, становясь предметом изображения, художественного исследования или жанрового эксперимента. С изобретением кинематографа эта связь художника (в широком смысле) и сновидения только усилилась.

Ричард Уолш

Сны в литературе

Наверное, самый яркий пример влияния сновидений на художественную литературу — традиция средневековых видений (в духе «Романа о Розе»), характеризующихся, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и, с другой, потусторонним, загробным, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу. Сюжет видения излагается от лица визионера, которому он, якобы, был открыт трансцендентной силой посредством сновидения или галлюцинации. Подобные средневековые визионерские тексты считались именно литературным жанром, свободно заимствовавшим у сновидений повествовательную логику, а аллегорические образы использовались в нравоучительных целях.

A Bok of Swevenyng (A Book of Dreaming). Среднеанглийская переработка Somniale Danielis, важного латинского текста-толкователя сновидений, посвященного пророку Даниилу, автор неизвестен. Источник: The Rossell Hope Robbins Library, University of Rochester

Сны в кинематографе

Второй подобный взрыв художественного интереса к феномену сновидений оказался тесно связан с изобретением кинематографа. Вообще сновидческий опыт очень часто сравнивался с опытом зрителя в кинотеатре, особенно на заре кинематографа. Во-первых, потому что ранний кинематограф был чем-то вроде аттракциона (подробнее о концепции «кино аттракционов» см., например, здесь), то есть хорошим способом на несколько минут отключиться от забот повседневности. Поэтому в названиях ранних кинотеатров или т. н. «никельодеонов» очень часто фигурировало слово «dream», например: Dream Theatre, Dreamland Theatre, Bijou Dream и др. Что характерно, Голливуд также стал известен как «dream factory».


Во-вторых, многие исследователи кино, особенно работающие в психоаналитической традиции, подмечали некоторое сходство внутреннего устройства фильма и сновидения, указывая на характерную для них пространственно-временную неоднородность, а также на то, что телесный опыт просмотра фильма и сновидения схож относительной неподвижностью и пассивностью смотрящего. Эти и другие сходства между фильмом и сновидением впоследствии побудили исследователей к изучению возможного обратного влияния кинематографа на наш сновидческий опыт.
Сновидческие эпизоды в раннем «кино аттракционов» формально походили на популярные в то время фильмы про иллюзии, фокусы и «волшебство» в том смысле, что они использовали те же спецэффекты, вроде stop motion, split screen и наложения. Некоторое время спустя сновидческие эпизоды начали свободно встраиваться в общий реалистический нарратив и использоваться уже не просто как предлог для спецэффектов ради спецэффектов, а для развития сюжета и раскрытия характера протагониста.


Использование сновидения в кино как средства проработки психологии персонажа и выявления глубинных мотивов его поступков стало повсеместным, начиная с 1930-х годов, в первую очередь в связи с популяризацией психоаналитической теории. Для того, чтобы показать, что тот или иной эпизод фильма происходит во сне или вообще в какой-то другой реальности, стали использоваться особые визуальные и аудиальные «знаки»: специальные линзы, которые вызывали различные визуальные искажения (удлинения или расширения персонажей), съёмка не в фокусе, «странные» углы съёмки, мультиэкспозиция, всевозможные мерцания, мигания, переэкспозиция и другие эффекты освещения, эксперименты с цветовой палитрой, слишком быстрый, слишком медленный, слишком нелогичный монтаж, нарушающий причинно-следственные связи, искажённые голоса, музыка, звуки, «странные» или искаженные костюмы или детали обстановки, гротескная игра актеров и др.

"

Скачать книгу «Наука сна: репрезентация сновидений в искусстве и культуре: Подборка: Новости Библиотеки иностранной литературы» fb2

Коментарии